Глушкова Юлия Александровна,
Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитаниюПриоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение его к ценностям культуры. Успешное социальное развитие и гармоничное формирование личности ребенка, возможно только при условии внедрения в систему ДО целостного компонента духовно-нравственного воспитания. В этом направлении, по реализации духовно-нравственного воспитания, в Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется семье. Согласно его положениям семья становятся субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации. Поэтому педагогическому просвещению семьи придается приоритетное значение. Актуальность исследования проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей обусловлена также потребностями современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Ведущим принципом в работе дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Как известно, основы духовно-нравственного воспитания и развития ребенка на первоначальном этапе закладываются в семье, но источниками формирования духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста также может являться и дошкольное образовательное учреждение, что обуславливает целесообразность изучения проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с семьей. Основы духовно-нравственного воспитания ребенка с раннего и дошкольногодетства представлены в трудах представителей как зарубежной, так и отечественной классической педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, Пирогова И. П., Рачинского С. А. и др.) и современных исследователей (А. А. Абрамова, О. С. Барило, М. Ю. Новицкая, Н. В. Микляева, Н. А. Платохина); теоретическое обоснование взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе образовательной организации (Е. А. Александрова, А. А. Остапенко); концептуальные положения об освоении ценностей традиционной духовной культуры как основе духовно-нравственного воспитания в системе образования (В. А. Беляева, Е. П. Белозерцев, Е. Б. Евладова, В. М. Меньшиков, И. В. Метлик, Т. В. Склярова, А. Д. Червяков, Л. Л. Шевченко и др.). Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного воспитания дошкольников через взаимодействие ДОО с семьей представлена фрагментарно. Анализ педагогической теории и практики духовно-нравственного воспитания дошкольников в настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости духовно-нравственного воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы духовно-нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования духовности и нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы работы с семьей по расширению воспитательной компетенции в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной разработать теоретическое обоснование и методические обеспечения системной деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей на основе взаимодействия с семьей, что, безусловно, будет содействовать разрешению противоречий. В этой связи нами поставлена следующая цель - выявить педагогические условия взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО и экспериментально проверить их эффективность. Объектом исследования является – проблемы взаимодействия семьи и ДОО по формированию духовности и нравственности дошкольников, предметом исследования – педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В этом отношении нами сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной личности детей в дошкольной образовательной организации эффективен, если: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьинаправлено на формирование духовно-нравственных качеств детей; основными механизмами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи будут являться: включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьми; педагогизация семейного воспитания и ее психолого-педагогическое сопровождение; стимулирование активной воспитательной позиции родителей за счет включения их в проектирование воспитательного процесса, предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагается решение следующих задач: проанализировать степень научной разработанности проблемы; раскрыть педагогическую сущность взаимосвязи понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «педагогическое взаимодействие»; выявить проблемы воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников; определить структуру и содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей; разработать педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающие формирование у детей духовности и нравственности и экспериментально проверить их эффективность. Исследование данной проблемы будет проведено на базе МДОУ №19 г. о. Шуя Ивановской области. Сведения о ходе изучения проблемы и анализе результатов исследования авторами будут представлены в следующих сообщениях. Литература: Джишкариани Т. Д., Сиренко В. М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С. 99. http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902 Джишкариани Т. Д., Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Мальцева Е. А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817 Джишкариани Т. Д., Расстригина Н. А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования. - Научный поиск. - Журнал. - Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.6 -2015. – С. 44-46. http://elibrary.ru/item.asp? Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Из опыта духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации ФГОС в условиях партнерства дошкольногоучреждения с социальными институтами Научный поиск. - Журнал. - Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.5 -2015. – С. 55-56. http://elibrary.ru/item.asp?id=24248574 11 марта 2019 в 02:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.