Глушкова Юлия Александровна,

Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию

 Приоритетность взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьей по духовно-нравственному воспитанию

Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д.

Ключевая линия развития дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО это социализация ребенка и приобщение его к ценностям культуры. Успешное социальное развитие и гармоничное формирование личности ребенка, возможно только при условии внедрения в систему ДО целостного компонента духовно-нравственного воспитания. В этом направлении, по реализации духовно-нравственного воспитания, в Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется семье. Согласно его положениям семья становятся субъектом образовательного процесса, непосредственно участвующим в ходе его проектирования и реализации. Поэтому педагогическому просвещению семьи придается приоритетное значение.

Актуальность исследования проблемы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей обусловлена также потребностями современной педагогической науки и практики в разработке теоретических основ и технологий духовно-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Ведущим принципом в работе дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному развитию и воспитанию является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Как известно, основы духовно-нравственного воспитания и развития ребенка на первоначальном этапе закладываются в семье, но источниками формирования духовно-нравственных качеств ребенка дошкольного возраста также может являться и дошкольное образовательное учреждение, что обуславливает целесообразность изучения проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка с раннего и дошкольногодетства представлены в трудах представителей как зарубежной, так и отечественной классической педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, Пирогова И. П., Рачинского С. А. и др.) и современных исследователей (А. А. Абрамова, О. С. Барило, М. Ю. Новицкая, Н. В. Микляева, Н. А. Платохина); теоретическое обоснование взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе образовательной организации (Е. А. Александрова, А. А. Остапенко); концептуальные положения об освоении ценностей традиционной духовной культуры как основе духовно-нравственного воспитания в системе образования (В. А. Беляева, Е. П. Белозерцев, Е. Б. Евладова, В. М. Меньшиков, И. В. Метлик, Т. В. Склярова, А. Д. Червяков, Л. Л. Шевченко и др.). Тем не менее, в педагогических исследованиях сфера духовно-нравственного воспитания дошкольников через взаимодействие ДОО с семьей представлена фрагментарно.

Анализ педагогической теории и практики духовно-нравственного воспитания дошкольников в настоящее время позволяет выявить противоречия между: во-первых, общепризнанным фактом значимости духовно-нравственного воспитания дошкольника и отсутствием целостной системы духовно-нравственного воспитания детей на основе взаимодействия с семьей в дошкольном образовании; во-вторых, значимостью формирования духовности и нравственности начиная с дошкольного возраста и недостаточной готовностью родителей целенаправленно и систематически обеспечивать этот процесс и отсутствием организационно-методического обеспечения системы работы с семьей по расширению воспитательной компетенции в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО).

Поэтому, на наш взгляд, представляется актуальной разработать теоретическое обоснование и методические обеспечения системной деятельности дошкольной образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию детей на основе взаимодействия с семьей, что, безусловно, будет содействовать разрешению противоречий.

В этой связи нами поставлена следующая цель - выявить педагогические условия взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО и экспериментально проверить их эффективность. Объектом исследования является – проблемы взаимодействия семьи и ДОО по формированию духовности и нравственности дошкольников, предметом исследования – педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В этом отношении нами сформулирована гипотеза исследования: процесс формирования духовно-нравственной личности детей в дошкольной образовательной организации эффективен, если:

взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьинаправлено на формирование духовно-нравственных качеств детей;

основными механизмами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи будут являться: включение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьми; педагогизация семейного воспитания и ее психолого-педагогическое сопровождение; стимулирование активной воспитательной позиции родителей за счет включения их в проектирование воспитательного процесса, предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:

проанализировать степень научной разработанности проблемы;

раскрыть педагогическую сущность взаимосвязи понятий «духовность»«нравственность»«духовно-нравственное воспитание»«педагогическое взаимодействие»;

выявить проблемы воспитательной компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников;

определить структуру и содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей;

разработать педагогические условия взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, обеспечивающие формирование у детей духовности и нравственности и экспериментально проверить их эффективность.

Исследование данной проблемы будет проведено на базе МДОУ №19 г. о. Шуя Ивановской области.

Сведения о ходе изучения проблемы и анализе результатов исследования авторами будут представлены в следующих сообщениях.

Литература:

Джишкариани Т. Д., Сиренко В. М. Духовно-патриотическое воспитание будущих педагогов и специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.- С. 99. http://elibrary.ru/item.asp?id=23939902

Джишкариани Т. Д., Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Мальцева Е. А. Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа Брошюра. http://elibrary.ru/item.asp?id=24206817

Джишкариани Т. Д., Расстригина Н. А. Инновационные подходы к реализации воспитательного компонента ФГОС начального общего образования. - Научный поиск. - Журнал. - Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.6 -2015. – С. 44-46. http://elibrary.ru/item.asp?

Глушкова Ю. А., Джишкариани Т. Д. Из опыта духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации ФГОС в условиях партнерства дошкольногоучреждения с социальными институтами Научный поиск. - Журнал. - Шуя: изд- во Шуйский филиал ИвГУ. № 3.5 -2015. – С. 55-56. http://elibrary.ru/item.asp?id=24248574

11 марта 2019 в 02:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.